Одной из основных проблем современного общества является обострение суицидального поведения среди населения. Мировое сообщество тревожит тот факт, что самоубийство находится на третьем месте среди причин смерти детей и подростков. Исследования показывают, что у каждого пятого подростка время от времени возникают вполне серьезные мысли, чтобы покончить с собой, и с годами суицид «молодеет». Предполагается, что в последующее десятилетие число суицидов будет быстрее всего расти среди детей и подростков в возрасте от десяти до четырнадцати лет. Для Беларуси эта проблема также актуальна. Что же такое суицид и суицидальное поведение? Суицид - это умышленное лишение себя жизни. Он является результатом взаимодействия биологических, генетических, этиокультурных, психологических, социальных и экологических факторов. Суицидальное поведение – всевозможные проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки покушения и т.п. Особенно этот термин применим к подростковому возрасту, когда проявления суицидальной активности отмечаются многообразием. Считается, что суицидальное поведение в 90% случаях – это «крик о помощи» и лишь у 10% таких детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой. Типы суицидального поведения Суицидальное поведение условно можно разделить на три типа: Демонстративное суицидальное поведение – разыгрывание сцен с изображением попыток самоубийства, безо всякого намерения действительно покончить с собой, иногда с расчетом, что вовремя спасут. В среднем каждая четвертая демонстративная попытка суицида заканчивается суицидом по неосторожности. Аффективное суицидальное поведение – суицидальные попытки, совершаемые на высоте аффекта, который может длиться всего минуты, но иногда, в силу напряженной ситуации, может растягиваться на часы и сутки. Истинное суицидальное поведение – имеет место обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению подростка, была эффективной. Мотивы и причины детско-подростковых суицидов Мотивов и причин, побуждающих подростка к совершению суицида множество, но на первый план нередко выступали стремление обратить внимание родителей, близких, педагогов на свои проблемы, и их такой страшный протест мотивировался бездушием, безразличием, цинизмом и жестокостью старших. Среди побудительных мотивов к совершению суицида нередко выступают такие, как: невыносимая душевная боль; одиночество; стыд за какой-то совершенный проступок; ощущение безнадежности и беспомощности; нестерпимая обида и недовольство собой (самоуничижение); выражение путем суицида протеста и разрешения всех проблем. Факторами, подталкивающими подростка к самоубийству, могут быть: Внутрисемейные конфликты, возникающие из-за завышенных требований к ребенку или вследствие полного игнорирования его как личности. Существенную роль играет нарушение структуры семьи (развод родителей, смерть одного из ее членов). Потеря доверительных отношений с родителями – один из сильнейших стимуляторов суицидов у подростков. Конфликты в школе. Нередко испытываемые подростком трудности в школе приводят к понижению его самооценки, появлению ощущения, что человек становится незначимым для окружающих. Несчастная или безответная любовь. Это происходит, во-первых, потому что подросткам бывает тяжело найти себе партнера или же наладить с ним отношения, удовлетворяющие обе стороны. Во-вторых, глубокая психологическая травма приводит к возникновению сильных переживаний, кажущихся невыносимыми. Материально-бытовые трудности. Нынешние подростки тяжело переносят материальное неравенство, когда у одного «есть все», а у другого –« ничего». Депрессивное состояние и психическое расстройство (кратковременное или долгосрочное) в результате конфликтов или насилия между родителями в семье, а также вследствие массированного воздействия на сознание подростка агрессивной рекламы в электронных СМИ и Интернете, пропагандирующей секс, насилие, низменные стороны жизни, убийства и самоубийства. Генетические факторы – некоторые подростки могут наследовать предрасположенность к психическим болезням, которые увеличивают риск суицидального поведения и суицида. Неизлечимые болезни - такие как ВИЧ/СПИД, онкологические и венерические – нередко становятся стимулятором к совершению самоубийства. Признаки суицидальных намерений у детей и подростков Суицидальное поведение детей и подростков и совершаемые ими суициды, в принципе не могут быть незамеченными окружающими и являться для них неожиданными. Этому, как правило, (за исключением единичных случаев), предшествуют: Эмоционально-психологические изменения: Скука, грусть, тоскливое выражение лица, уныние, раздражительность. Безразличное или враждебное отношение к окружающим. Ощущения отчаяния и безысходности, недовольство происходящим, беспричинный или мотивационный страх, тревога. Постоянное ожидание непоправимой беды, сны с сюжетами катастроф, аварий. Потеря интереса к привычным видам деятельности. Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома и прогулы в школе. Снижение успеваемости. Изменения внешнего вида и поведения: Неряшливый и неопрятный внешний вид, угрюмость и оцепенение во взгляде. Тихая монотонная и замедленная или ускоренная, высокоэмоциональная речь, односложность ответов на заданные вопросы или молчание. Причитания, склонность к нытью, ворчливость. Приведение своих дел в порядок, тщательная уборка в комнате, сбор и сортировка фотографий в альбоме, особенно, если ребенок никогда ранее этого не делал. Раздача личных вещей, особенно нужных и очень любимых. Уменьшение или увеличение массы тела, потеря аппетита или переедание. Плохое поведение в школе. Инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в драках и беспорядках. Увеличение потребления табака, пристрастие к алкоголю и наркотикам. Изменения оценки действительности и собственной жизни: Нигилистическое отношение к окружающим и действительности. Пессимистическая оценка своего прошлого, наличие воспоминаний только о неприятных событиях, ощущение безнадежности при оценке своего настоящего положения, отсутствие планов на будущее. Рассуждения об утрате смысла жизни, прямые или косвенные угрозы или намеки о намерении покончить с собой. Поиск себе подобных суицидальноозабоченных в Интернете и других местах. Связь с деструктивными сектами. Больше всего самоубийств регистрируется весной, особенно в апреле, в период резких контрастов с цветением окружающей природы и душевной подавленностью. Как предотвратить суицид? Исследования показывают, что в большинстве своем молодые люди, которые пытались покончить или покончили с собой, умирать вовсе и не собирались. Они лишь хотели избежать проблем, которые на их взгляд разрешить им не под силу иным способом. До 75% таких детей и подростков, так или иначе раскрывали свои намерения: искали возможность высказаться и быть выслушанными; намекали об этом своим близким, знакомым, но часто натыкались на глухую стену и не были услышаны, поняты и приняты всерьез. Поэтому дети и подростки, находящиеся в предсуицидальном состоянии, нуждаются как никогда в индивидуальной, групповой и семейной психотерапии. При подозрении на попытку суицида со стороны подростка необходимо: Немедленно проинформировать родителей или родственников подростка о возможной беде. Обеспечить непрерывное наблюдение за подростком как в школе, так и вне ее и в семье. Осуществить квалифицированную консультацию у психиатра или психотерапевта. Оказать специализированное лечение (при необходимости) у психотерапевта или в специальном учреждении. Установить заботливые взаимоотношения с подростком – незамедлительно побеседовать с ним уже в первые минуты или часы после выявления суицидальных намерений, но не в назидательном, а в душевном и доброжелательном тоне. Избегать «дешевых» утешений или упреков. Временно оградить подростка от стрессогенной ситуации. Внимательно выслушать и серьезно воспринять любую жалобу подростка. Прямо спросить о его суицидальных мыслях, намерениях, планах. Выяснить, что же подросток желает изменить в себе, в окружающих, в той ситуации в какую он попал. Предложить конструктивные подходы к выходу из положения и вселить в него надежду на возвращение к нормальной жизни. Особая ответственность в подобной обстановке лежит на родителях ребенка или других лицах, их заменяющих: Необходимо восстановить доверительные отношения с ребенком, добиться, чтобы он рассказал всю правду о случившемся и причинах, побудивших его на такой поступок. Говорить с ребенком как с равным, не поучительным тоном, а с пониманием и участием. Дать ребенку «излить душу», не перебивая и не одергивая его. Стремиться понять ребенка, почувствовать ситуацию его глазами, быть на его стороне. Принципиальное в такой беседе – не в том, чтобы найти немедленный выход из создавшейся ситуации, а оказать дружественную поддержку ребенку, доверять ему. Такое внимательное отношение к подростку должно оставаться как можно дольше, до полной его психологической и физической реабилитации. Родители, врачи, педагоги должны всегда помнить: любые переживания и тревоги наших детей и подростков не должны оставаться без их заботливого, чуткого внимания и помощи, и тогда мысли о самоубийстве обойдут их стороной.